Внутренние ссылки существенно влияют на рейтинг. Может, не в такой степени, как обратные, но пренебрегать ими точно не стоит. Внутренние ссылки сообщают Google о том, какие страницы являются важными, и Google учитывает эту информацию при ранжировании. К тому же внутренние ссылки улучшают опыт взаимодействия (он же UX), повышают CTR и эффективность обхода сайтов поисковыми роботами. При правильном использовании внутренние ссылки позволяют здорово улучшить сайт и его позиции.
Что представляют собой внутренние ссылки?
В отличие от внешней ссылки, ведущей на страницу другого сайта, внутренняя ссылка ведет на страницу того же сайта, на котором она размещена. Как правило, внутренние ссылки предназначены для навигации внутри сайта, но их можно (и нужно) использовать и для SEO.
Какова роль внутренних ссылок в SEO?
Самым ценным свойством внутренних ссылок является их способность передавать вес — они сообщают Google, какие страницы вашего сайта имеют большее значение, тем самым продвигая эти страницы в поиске.
Допустим, ваш сайт — это магазин по продаже велосипедов. А поскольку для комфортной езды велосипед важно правильно подогнать под свои габариты (установить высоту седла, накачать шины под свой вес, откалибровать чувствительность ручного тормоза и т. д.), то на каждой странице вашего сайта будет ссылка на статью о том, как это правильно сделать. При таком количестве ссылок, ведущих на эту статью, Google посчитает страницу с ней более важной, чем другие. Что, в свою очередь, может использоваться для продвижения новых страниц вашего сайта — добавьте в эту статью ссылки на новые страницы, и она передаст им немного своего веса и значимости.
Также внутренние ссылки служат инструментом навигации на сайте и делают его структуру более простой и понятной. И хотя в первую очередь простая структура улучшает UX, она также здорово экономит краулинговый бюджет, то есть позволяет поисковикам обрабатывать и индексировать больше страниц за одно посещение.
Работать с внутренними ссылками лучше всего с помощью специальных SEO-инструментов — это сэкономит время и ресурсы, а также принесет более качественный результат. Называются инструменты так (и некоторые, если не все, вам уже встречались):
Построение внутренних ссылок: базовые правила
Перед тем, как перейти непосредственно к схемам построения системы внутренних ссылок, давайте пройдемся по базовым правилам, которым надо следовать вне зависимости от того, как именно вы будете строить новые ссылки.
1. Структура сайта должна оставаться простой
Простая структура — это когда каждая страница на вашем сайте находится максимум в трех кликах от главной. Сегодня люди живут в бешеном ритме, а потому они как никогда требовательны к скорости интернета в целом и сайтов в частности. Никто не будет десять раз прыгать со страницы на страницу в поисках информации на вашем сайте, если под рукой есть тонна похожих (читайте: конкурирующих) сайтов, где ту же информацию можно найти за два-три клика. И не важно, насколько она у вас качественная — это просто долго. Минимизировать количество кликов для перехода к важным страницам и сохранить простую структуру — это база, без которой дальнейшая оптимизация будет если не бесполезной, то точно далеко не самой эффективной.
Как проверить сайт на удобочитаемость структуры? Запустите WebSite Auditor, выберите Site Structure > Pages и упорядочьте URL по параметру Click depth. Программа покажет, сколько кликов отделяет ту или иную страницу от главной, и даст вам понимание, стоит ли переместить какие-либо страницы ближе к "поверхности".
2. Все важные страницы должны быть снабжены ссылками
При обходе сайтов поисковые роботы могут пользоваться как картами сайтов (sitemaps), так и внутренней навигацией сайта, которую обеспечивают ссылки. И если карта сайта позволяет обнаружить все страницы, в том числе и так называемые сиротские (страницы, которые не связаны ни с какими другими страницами вашего сайта с помощью ссылок), то путем навигации по сайту найти и проиндексировать такие страницы будет невозможно. Поскольку карта сайта не дает стопроцентную гарантию, что поисковый робот воспользуется именно ей, а не пойдет самостоятельно ползать по сайту, то от сиротских страниц надо избавляться, либо связывая их ссылками с другими страницами, либо вовсе удаляя.
Найти сиротские страницы (или убедиться, что их нет) можно с помощью WebSite Auditor. Для этого на панели Pages нажмите Rebuild Project и установите флажок Show expert options. В диалоговом окне выберите пункт Look for orphan pages и нажмите Next.
После завершения обхода программа отметит сиротские страницы тегом Orphan page на панели Pages.
Совет от профессионалов: Анализ внутренних ссылок в структуре вашего сайта можно сделать за один клик. Выберите Site Structure > Visualization, чтобы увидеть возможные одинокие страницы, длинные цепочки страниц или иные слабые места в структуре сайта:
3. Страницы не должны быть перегружены ссылками
Чем больше на странице внутренних или внешних ссылок, тем меньше веса каждая ссылка передает странице, на которую она ведет. Кроме того, если контент не структурирован должным образом, посетители вашего сайта могут заскучать, листая бесконечный список ресурсов. Также из-за чрезмерного количества ссылок на странице поисковики могут посчитать страницу спамной, что сильно ударит по позициям сайта.
Если вы хотите выжать максимум пользы из ссылок на странице, уменьшите количество ссылок, ведущих на внешние источники. WebSite Auditor позволяет найти все страницы сайта, содержащие более 100 внутренних и внешних ссылок. Чтобы увидеть страницы, на которых находится слишком много ссылок, откройте панель Site Audit и нажмите Pages with excessive number of links.
4. Якорный текст должен содержать ключевые слова
Использование ключевых слов в якорном тексте — еще одно средство, с помощью которого можно повысить рейтинг по ключевикам. Внутренние ссылки в определенном смысле работают как обратные ссылки, поэтому использование релевантных терминов в их якорях является бесплатным и простым способом улучшения тематического соответствия.
После выхода Google Penguin многие SEO-специалисты больше не рекомендуют использовать ключевики с полным совпадением в якорном тексте внутренних ссылок, советуя вместо этого использовать естественные ключевики, чтобы не нарваться на штраф от Google. На практике нам не встречались случаи, когда сайт штрафовали за такой якорный текст его внутренних ссылок. Поэтому грамотным решением будет использовать такой текст, который будет четко описывать связанный контент. Мэтт Каттс из Google с этим тоже согласен.
Для проверки якорных текстов вновь запустите WebSite Auditor. На панели Pages щелкните по любой из страниц и выберите Links from page, чтобы увидеть список всех ссылок на странице, а также якорный текст, код отклика HTTP и инструкции файла robots.
5. Ссылки-изображения должны иметь альтернативный текст
Альтернативный текст ссылки-изображения выполняет ту же функцию, что и якорный текст для текстовой ссылки, способствуя повышению рейтинга страниц и авторитета сайта.
Для того, чтобы найти все ссылки-изображения без альтернативного текста, откройте панель Site Audit в WebSite Auditor и выберите пункт Empty alt text.
6. Ссылки должны находиться в основном контенте страниц
Ссылки, находящиеся внутри основного контента страницы (так называемом page body), с точки зрения SEO имеют куда большее значение, чем ссылки в хедере, футере, или вообще в боковой панели. Связано это с навигацией, поскольку Google, не рассматривает ссылки не из основного контента как редакторские. Ссылка же в основном контенте добавляет странице информационную и SEO-шную ценность. Текст и ключевые слова, окружающие ссылку, также имеют значение для рейтинга страницы.
Дополнительную информацию о расположении ссылок можно найти в руководстве о влиянии расположения ссылок на их значимость для SEO.
7. Ссылки должны открываться в новой вкладке
Допустим, вы читаете статью, которая содержит ряд ссылок на другие статьи. В силу своего любопытства вы переходите по этим ссылкам. Вы читаете новую статью, потом еще одну, и еще одну, переходя по новым ссылкам в новых статьях. И вот вы неожиданно осознаете, что оказались на YouTube и смотрите милые видосики про щеночков вместо того, чтобы читать изначально заинтересовавшую вас статью о критической важности атрибута nonfollow.
Если же ссылки с дополнительной информацией будут по умолчанию открываться в новой вкладке, читателю будет проще вернуться к исходному контенту.
Чтобы заставить браузер открыть ссылку в новой вкладке, добавьте атрибут target к ссылке в HTML, либо настройте соответствующий параметр в админке сайта.
<a href="http://targeturl.com" target="_blank">Anchor Text</a>
Стратегии создания SEO-полезных внутренних ссылок
Исходя из опыта (нашего и коллег по SEO-цеху), из всех многочисленных стратегий построения внутренних ссылок можно выделить пять вариантов, которые наиболее благотворно влияют на SEO и рейтинги. Выберите одну, которая вам больше понравится, или используйте комбинацию из нескольких.
1. Направляйте ссылки со страниц с активным трафиком на страницы с высокой конверсией
Многие компании ведут блог, в котором публикуют интересный и полезный (что часто неправда) контент. Некоторым, кто правда делает хороший контент, удается-таки привлечь существенный объем трафика. Проблема кроется в том, что даже хороший блог редко может похвастаться высокой конверсией. Так почему бы не перенаправить пользователей с оживленных в плане трафика блогов на специально оптимизированные под конверсию страницы?
Шаг 1. Найдите страницы с активным трафиком и низкой конверсией. Для этого откройте Google Analytics, выберите Behavior > Landing Pages и упорядочьте URL по количеству сеансов. Нажмите на иконку Comparison и выберите соответствующий показатель из списка (например, общий уровень конверсии). Для удобства работы можно отфильтровать полученные URL по определенному критерию — например, отображать только URL блога.
Шаг 2. Определите страницы с высоким уровнем конверсии. Делается это таким же образом, как написано в предыдущем шаге.
Шаг 3. Разместите ссылки на страницы с высокой конверсией на страницах с высоким трафиком. Ссылки в виде изображений или баннеров, как правило, привлекают больше внимания (читайте: кликов), чем текстовые ссылки, так что можете свободно экспериментировать с типом якоря.
2. Направляйте ссылки с топовых страниц на перспективные нетоповые
Допустим, у вас есть блог с хорошим полезным контентом. И, как известно, хороший полезный контент привлекает внешние ссылки. Таким образом, вы можете продвигать ваши страницы, застрявшие на второй странице поиска, если добавите ссылку на них на ваши уже топовые страницы — часть веса перейдет к ним, и они смогут подняться со второй страницы выдачи Google на первую.
Оценить вес ссылок и рейтинг страницы можно с помощью инструмента InLink Rank в SEO PowerSuite. Инструмент основан на той же формуле, что и оригинальный PageRank от Google, и выполняет ту же самую функцию — оценивает влияние страницы на рейтинг на основании количества и качества обратных ссылок на нее.
Шаг 1. Найдите страницы с высоким показателем InLink Rank. В Website Auditor выберите Site Structure > Pages. Щелкните по заголовку столбца InLink Rank, чтобы упорядочить URL по значению InLink Rank. Если в вашем рабочей области нет столбца InLink Rank, щелкните правой кнопкой мыши по заголовку любого столбца, чтобы его добавить. Помимо этого, можно нажать на иконку фильтра и настроить любые параметры, отвечающие нужным вам критериям, чтобы убрать из таблицы ненужные вам для работы данные.
Шаг 2. Найдите страницы, находящиеся на верхних позициях на второй странице по вашим целевым ключевикам. Делается это с помощью инструмента Rank Tracker. Откройте Target Keywords > Rank Tracking, затем щелкните по иконке фильтра и примените следующие фильтры:
Вы увидите ключевики, по которым вы находитесь в верхней части второй страницы выдачи. Упорядочьте результаты по значению Google Rank, чтобы увидеть самые перспективные URL, на которые вы и будете ставить ссылки на авторитетных страницах. Не забудьте про ключи — их надо использовать в якорном тексте ссылок, но без перебора.
Шаг 3. Добавьте ссылки на страницы, выбранные в шаге 1. Новые ссылки должны быть актуальными для контента исходной страницы.
3. Продвигайте главные страницы по высокочастотным ключевикам
В этом варианте ваш сайт оптимизирован по нескольким ключевым словам с высокой конкуренцией и большим объемом поиска. Такие ключевики обычно имеют очень общее значение — например, "купить обувь дешево".
Как правило, контент домашней страницы оптимизируется таким образом, чтобы обеспечивать высокий рейтинг как раз по таким ключевикам, в то время как другие страницы выполняют вспомогательную функцию. Такие вспомогательные страницы тоже содержат много нужной пользователям информации, но не обязательно высоко ранжируются по ключевикам. В таком случае на главную страницу ведет гораздо больше ссылок, чем на любую другую страницу другой категории или более низкого уровня:
WebSite Auditor подходит как для анализа уже существующей системы внутренних ссылок, так и для создания ее с нуля. Сгенерируйте новую рабочую область, нажав кнопку + на панели Pages и добавьте следующие столбцы:
- Page (Page URL)
- Title
- Click depth
- Links to page
- Links from page
- InLink Rank
В нижнем экране WebSite Auditor нажмите Links to page. Здесь вы можете просмотреть количество внутренних ссылок для каждого URL, что позволит быстро определить, достаточно ли внутренних ссылок ведет на главную страницу. Если их не хватает, смело добавляйте новые.
4. Подтяните второстепенные страницы по среднечастотным ключевикам
Как правило, среднечастотные ключевики представляют собой фразы из трех слов с более узким значением, чем термины, описанные в предыдущем пункте, например, "купить туфли Gucci" или "лучшие туфли Gucci". Они часто относятся к продуктовым категориям в екоммерс, или к тематическим категориям в блогах. В этом случае целью оптимизации будут именно страницы категорий — пройдитесь по сайту и добавьте ссылку на эти страницы на как можно большее количество релевантных (!!!) страниц.
5. Укрепите позиции низкочастотных ключевиков
Вместо того, чтобы бить по нескольким высокочастотным ключам, можно работать с большим количеством длинных низкочастотных фраз. В большинстве случаев они относятся к нижнему уровню сайта, например, к отдельным постам в блоге или к страницам продуктов.
В этом случае большинство контекстных внутренних ссылок должно указывать на страницы нижнего уровня, которые, в свою очередь, должны быть связаны подобающим образом.
Заключение
Google утверждает, что все ваше SEO складывается в основном из двух факторов — это контент и обратные ссылки. И Google в чем-то прав. Но также Google упоминает, что неграмотная и излишняя оптимизация внутренних ссылок может выйти вам боком, уронив рейтинги или вообще вылиться в спамный штраф. Хорошо, что санкции за внутренние ссылки вам теперь не страшны, да?